В канун форума ИННОСИБ журналистам представили новаторские социальные проекты
Омский ЦИСС организовал пресс-тур, посвященный деятельности выпускников образовательных программ, которые создают полезные услуги и реагируют на вызовы времени.
Руководитель Центра практической психологии «А Мирра» Снежана Сычикова разработала проекты для гармонизации семейных отношений. Она убеждена, что проблему укрепления брака нужно решать системно. В прошлом году после окончания Школы социальных инноваций она стала работать с семейными парами, чтобы супруги смогли избежать разводов и не травмировать детей. Так родился проект «Школа осознанного родительства».
В Кластере социальных инноваций она нашла единомышленников в лице Ирины Афанасьевой, руководителя Семейного ресурсного центра «Радость». Вместе с её командой включилась в большой межрегиональный проект «СВОи маяки». В его основе авторская методика корректировки личностных изменений демобилизованных бойцов через проработку конфликтных ситуаций, изложенных для наглядности в виде адаптивных карт. При поддержке Фонда президентских грантов эта новаторская программа внедряется в 10 регионах страны, в каждом из которых повысят свою квалификацию 30 лучших семейных психологов. Они окажут помощь 60 воинам и членам их семей. Уже заключены соглашения авторов проекта с четырьмя субъектами федерации. Наш регион стал первым субъектом в Сибири, где комплексно решают задачу психологического сопровождения ветеранов СВО и членов их семей.
На практике эффективность новых методик уже оценивают те, для кого они созданы. Андрей Леонов, ветеран СВО и отец троих детей, поделился своим опытом адаптации.
– После ранения я был комиссован, и мне сложно далось возвращение к мирной жизни. Меня пригласили в проект для диагностики с помощью адаптивных карт. Теперь у меня уже есть опыт адаптации, и я смогу помочь своим братьям по оружию. Помощь психологов очень важна. Война накладывает свой отпечаток, и задача семьи – мягко и аккуратно направить ветерана к специалисту. Среди моих знакомых ребят, которые вернулись, многие пользуются такими услугами и получают хорошие результаты, – говорит Андрей. Он стал волонтером проекта, вошел в Омский областной Совет отцов. В его планах – получить профильное высшее образование и работать с детьми.
Снежана Сычикова убеждена, что нужно повышать уровень компетенций специалистов, работающих в сфере психологической поддержки. По своей специальности она работает около 20 лет. У неё счастливый брак, вместе с мужем за 33 года воспитали 17 детей, 15 из которых – приёмные, и уже есть внуки. После обучения в Школе ЦИСС зарегистрировала НКО – своеобразный родительский клуб. В ближайшее время она получит образовательную лицензию, организует специальные курсы для передачи опыта молодым коллегам. В её планах – создать Ассоциацию сибирских семейных психологов и войти в федеральный благотворительный проект «Тыл – фронту».
Евгений Геде – человек творческий и увлеченный, представил журналистам необычный проект под названием «Кухня возможностей». В нем сочетаются кулинарные мастер-классы с элементами шоу и программа обучения и профориентации подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
С детства, насмотревшись фильмов про знатоков-криминалистов, мечтал стать следователем и после армии даже поработал в системе МВД. Но реальность оказалась далека от его представлений. Получив юридическое образование, он увлекся цифровыми технологиями и создал ИТ-фирму. Опыт предпринимательской деятельности у него с 2008 года, но ему всегда хотелось реализовать свои креативные идеи для разработки полезных для людей услуг. Он окончил Школу ЦИСС по социальному предпринимательству, в прошлом году учился социальному проектированию в Школе социальных инноваций, прошел курсы по созданию партнерских проектов, зарегистрировал некоммерческую организацию и стал резидентом социального кластера.
– Тема кулинарии всегда была мне интересна. Год назад пришла идея монетизировать это увлечение: я арендовал помещение, сделал ремонт и обустроил небольшую кулинарную студию. Изначально она задумывалась для детей с ментальными нарушениями, но после различных вводных было решено сделать социальный проект для обучения обычных детей школьного возраста самостоятельному приготовлению пищи. А ребята с ОВЗ будут заниматься факультативно по собственной инициативе, – рассказал Евгений Геде.
Основная загрузка студии, по его словам, это мастер-классы для взрослых, которые проходят 2-3 раза в неделю. Гостям предлагают готовые программы по итальянской, восточной, грузинской кухне. Совместное приготовление вкусной и не ленивой еды – отличная практика для сплочения людей, которая заканчивается приятным застольем в кругу друзей.
Автор проекта удивил журналистов ярким гастрономическим шоу, представив авторский рецепт «омского мороженого» на основе знаменитого плавленого сыра местного производства и сливок. Процесс приготовления был зрелищным: на раскаленной сковородке он приготовил карамель с корицей, где обжарил консервированные груши. А с помощью жидкого азота мгновенно заморозил сырно-сливочную массу. Необычное сочетание ингредиентов, «лед и пламень» и вкус десерта произвели на журналистов сильное впечатление.
Предприниматель считает, что формат кулинарных мастер-классов идеально отвечает современным запросам на качественный досуг и может стать альтернативой традиционным формам отдыха в компании или со своими родными и близкими.
Юлия Нацкевич – педагог-новатор, еще на заре интернета предвидела ключевую роль IT. 25 лет назад она создала центр дополнительного образования «Снейл», где углубленно изучали информатику и проводили дистанционные олимпиады и конкурсы по школьным дисциплинам. Сейчас это настоящая кузница кадров для будущих конструкторов и программистов. Перечень образовательных направлений здесь весьма широк: от подготовки к школе и ЕГЭ до каллиграфии и робототехники. Как отмечает Юлия Александровна, это позволяет создать целостное образовательное пространство для детей разного возраста.
Её команда, сложившаяся из опытных учителей, разработала авторские программы, прививающие интерес к инженерным специальностям. В 2014 году при Центре открыли школу робототехники «РобоПолигон», куда потянулись дети, увлеченные техникой. Сейчас в двух филиалах Центра занимаются около 760 ребят в возрасте от 3 до 17 лет.
Когда в «Снейл» приехали гости, здесь проводились занятия для двух групп: малыши создавали парк аттракционов, а учащиеся начальных классов устроили гонки роботов.
«Мы с ребятами проверяем, какие модели двигаются быстрее – шагающий робот или машина на колесах. Они не просто собирают конструктор, а на практике изучают механику, рассчитывают скорость по формулам и проверяют гипотезы», – пояснила педагог Мария Лыкова. По её словам, такие занятия развивают моторику, логику, мышление, умение работать в команде и находить нестандартные решения. Более того, Центр начинает знакомить детей с основами искусственного интеллекта.
«Ребята могут использовать ИИ для генерации идей, описывая, какими функциями должен обладать робот. А затем им нужно понять, как собрать эту модель из доступных деталей. Это учит их находить выход из нестандартных ситуаций, что является главным навыком в современном мире», – считает педагог.
Социальная миссия «Снейла» выходит далеко за рамки платных услуг. Благодаря победе в конкурсе Фонда президентских грантов, Центр тиражирует свой опыт: здесь организованы курсы повышения квалификации, которые посещали не только омские педагоги, но и сельские учителя. А также получали дистанционные консультации коллеги из других регионов, в том числе с новых территорий России.
Организация к своему юбилею открыла новый филиал, выкупив 100 квадратных метров площади в историческом здании в центре Омска. Избавление от арендной платы позволит сделать образовательные услуги более доступными. В социальном направлении основная деятельность сосредоточена на организации многочисленных соревнований совместно с ведущими вузами города. В ближайших планах – проведение городской олимпиады по математике для учащихся начальной школы. А главная стратегическая цель – масштабирование успешного опыта.
«Мы хотим стать полноценной франшизой и открывать омские школы робототехники в других городах страны, – поделилась планами Юлия Александровна. – Раннее развитие – это старт. Если с детства увлечь детей конструированием, в будущем мы получим больше грамотных инженеров. Все необходимые для этого программы и методики у нас уже готовы».