Выпускной альбом

Слушатели Школы социальных инноваций по окончании обучения вывели на рынок востребованные социальные услуги

Успешность образовательной программы определяют успехи выпускников – это аксиома. Применима она и для слушателей Школы социальных инноваций (ШСИ), которые в процессе обучения разрабатывают социальную услугу, а по окончании занятий успешно внедряют её на практике.

Для нашего обзора мы выбрали из всего массива лишь четыре истории успеха, с нуля разработанные и внедрённые лидерами социальных проектов. Но все они объединены общей чертой: социальные услуги появились на базе давно и успешно действующего бизнес-проекта. То есть традиционные бизнесмены на определённой стадии развития своего дела дрейфуют в сторону социального предпринимательства, отвечая на вызовы рынка или следуя собственным представлениям о перспективах проекта.

 

Когда не страшен Зубогрыз

Наверняка каждый человек ощущал тягостное предвкушение от посещения стоматологического кабинета. Зачастую даже тот страх, который мы испытываем перед походом к зубному намного превышает неприятности, переживаемые непосредственно в  процессе лечения зубов. Так можно ли требовать от детей проявлений стойкости и мужества в преддверии похода в медицинское учреждение?

Но оказывается, что опытные врачи уже придумали как минимализировать этот страх, а в некоторых случаях и полностью его устранить. Ведь чего бояться, если зубы всегда здоровы, а бор-машину медикам включать незачем? Для этого нельзя пренебрегать профилактикой. И начинать пора уже в самом юном возрасте. Когда пациентам 3-4 года, у них больше шансов сохранить зубы здоровыми, чем годы спустя, когда сахаросодержащие продукты уже успели навредить нашей полости рта. Именно поэтому в стоматологической клинике “Мастерская улыбок” расширили спектр традиционных процедур за счёт новой социальной услуги: здесь юным омичам в компании их родителей предлагается серия мастер-классов, способствующих лучшему уходу за зубами.

В клинике разработана целая программа занятий, которая погружает ребятишек в тематику сохранения здоровья полости рта в самой доступной для их возраста игровой форме. Если кратко, то дети на занятиях, как герои сказочного мира, сражаются с опасным монстриком Зубогрызом, который только и мечтает как заразить их зубы кариесом.

– Зубогрыза мы не только придумали, но и изобразили на специальных магнитиках для холодильника. Ребята, которые приходят на мастер-классы, получают эти магниты в подарок в качестве напоминания о том, как важно следить за полостью рта. Висит такая картинка на холодильнике, ребёнок её видит и вспоминает, что пора бы пойти почистить зубы,  – рассказывает директор по развитию “Мастерской улыбок” Юлия Журба.

Типичный мастер-класс с юными пациентами начинается с просмотра тематического ролика. Например, в одном из таких мультиков кролик, как самый зубастый и добродушный представитель фауны, рассказывает детям о том как во рту поселяется кариес и захватывает всё новые и новые зубы. По окончанию сюжета уже педагог объясняет малышам, а главное и их родителям, как избежать такого нападения и приготовится к атаке со стороны монстра Зубогрыза.

Естественно, понятие “мастер-класс” определяет упор не столько на теорию, сколько на обучение практическим навыкам ухода за полостью рта. И для этого у педагогов разработаны специальные упражнения.

Для выполнения одного из них детям предлагается лукошко с обычными продуктами. Им предстоит отделить еду полезную для зубов от вредной. В итоге в мусорную корзину летят макет колбасы, конфеты, а также йогурты и соки, которые на первый взгляд к вредным продуктам отнести трудно. Однако всё дело в количестве сахара, который “щедрые” производители добавляют в свой продукт “для вкуса”. Даже свежевыжатый сок лучше исключить из своего рациона. Ребёнку, да и взрослому, полезнее будет съесть сам фрукт, параллельно потренировав свой жевательный аппарат. А вообще специалисты в клинике “Мастерская улыбок” рекомендуют в течение дня пить воду или домашние морсы. Правда последние пройдут проверку лишь в том случае если не содержат излишки сахара.

Также за время занятий юные пациенты запоминают магическую цифру “2”. Дело в том, что избежать заболеваний можно лишь в том случае, когда чистка зубов происходит два раза в день, на одну процедуру мы выделяем 2 минуты, а также 2 раза посещаем стоматолога в течение года. Гегемония “двойки” нарушается лишь однажды: менять зубную щётку врачи рекомендуют один раз в 3 месяца.

Кстати, во время импровизированного урока детям предоставляется возможность поучаствовать в интерактивном эксперименте, который определит насколько качественно они почистили зубы с утра. Для этого нужно лишь разжевать специальную красящую таблетку. Она совершенно безвредная, но при этом помогает определить участки зубов, которым ребёнок не уделил достаточно внимания при чистке – на них осядет розовый налёт.

– Когда у детей остаётся много розовых участков, мы им рассказываем, что вот как раз здесь и живут “зубогрызы-монстрики”, которые съедают их зубы. В этом случае пора брать в руки щётку и учиться с ними бороться, – объясняет Юлия Журба.

На таком уровне 3-4-хлетние дети хорошо впитывают все гигиенические требования и даже начинают контролировать своих родителей, а для более взрослых пациентов предлагается расширенная программа занятий. Которая даже включает работу над созданием пломб. Ребята, используя специальные материалы, сначала замешивают пломбы, а потом стараются “лечить” просверленные дырки на макете человеческой челюсти. Как правило, после таких занятий и глубокого погружения в предмет у пациентов не остаётся страха перед стоматологическим креслом.

– Внедрить профилактические занятия я решила, когда вырастила свою дочь, которая никогда не жаловалась на зубную боль. Ей сейчас 21 год, а у неё нет ни одной пломбы, никогда не было кариеса и её не беспокоили проблемы с дёснами. Тогда я решила, что чужие дети ничем не хуже: они не должны страдать от болезненных процедур лечения. Профилактика позволяет избежать большинства проблем, хоть на первый взгляд ничего материального на таких занятиях пациенты не получают, – берёт слово владелица клиники стоматолог Елена Жарко.

Сейчас профилактическая услуга запущена в пилотном режиме и предлагается лишь собственным пациентам. Но в последствии, после регистрации всех необходимых документов, профилактические уроки можно будет сделать выездными. Например, в группы в детских садах или школьных классах. Благо, что стартовый отрезок реализации услуги внушает уверенность: выяснилось, что дети, которые регулярно посещали в течение года профилактические занятия, ни разу не обратились за лечением.

-Чтобы оказывать социальную услугу нам нужно зарегистрировать новое юридическое лицо в форме автономной некоммерческой организации (АНО), которое и займётся реализацией социальной услуги, – продолжает Елена Александровна. – Сейчас заканчивается процесс оформления всей документации. Параллельно мы готовим базу будущих клиентов, заканчиваем формировать программу для занятий разных возрастных групп. Эта работа на 80% уже окончена.

 

Секреты омского творчества

За трёхсотлетнюю историю Омска в наших краях просто не успели сформироваться традиции народно-прикладного творчества. Однако местные авторы не стали изобретать свою “хохлому” или экспериментировать с гжельскими мотивами, а обратились к богатой истории родного края. Так и возник проект “Омская игрушка”, который представляет Инна Бобрикович. В линейке продукции уже разработаны наборы уникальных сувенирных игрушек из дерева.

Первым ещё в 2016 году был подготовлен набор “Казачья станица”, в честь казаков войска Ермака, которые первыми исследовали Сибирь и присоединили её к русскому государству. В наборе предлагается три игрушки: фигурка казака, его жены и боевого коня. Для разработки этой продукции авторам пришлось перелопатить много информации, а также согласовать все детали костюма персонажей со специалистами, и представителями казачества.

– Позднее мы выпустили на рынок ещё один сувенирный набор с нашим краеведческим содержанием – фигурки первого брандмейстера и нашей знаменитой пожарной каланчи, расположенной рядом с современным зданием Главпочтамта. В третий набор вошли фигурки изображающие губернаторскую чету, Густава Гасфорта и его знаменитую жену Любочку. Естественно деталям их одежды при проработке образов также уделяли много внимания. Как и краеведческим описаниям, содержащимся на коробочках с каждым набором,  – продолжает Инна Бобрикович.  – В ближайшем будущем готовятся к выпуску набор “Золото Колчака”, а также макеты первой и второй омских крепостей.

Собрав богатый краеведческий материал, предприниматель решила, что нужно его передавать подрастающим поколениям, а заодно и прививать детям любовь к творчеству. Так и родилась концепия мастер-классов для взрослых и детей.

– Идею социально-краеведческого проекта мне помогли сформулировать в Школе социальных инноваций, выпускницей которой я являюсь. Я зарегистрировала АНО “Дом русской культуры”, смогла получить грант от властей и уже начала проводить занятия, в том числе и бесплатные, с детьми разных возрастов, – говорит Инна Бобрикович.

Деньги, полученные от властей, пошли на приобретение оборудования для мастер-классов. В рамках занятия Инна Бобрикович старается совместить желание детей приобщаться к творчеству и страсть к познанию истории родного края. Проще говоря, на мастер-классе дети не только выпиливают электролобзиком контур Тобольских ворот и разукрашивают их акриловыми красками, но и могут узнать много интересного о жизни Омска во времена Первой омской крепости.

– Часто приходится слышать от ребятишек, что сантехник Степаныч является родственником Любочки, потому что их памятники расположены друг напротив друга на улице Ленина. Многие не знают где находится пожарная каланча и не могут объяснить зачем она была нужна. В общем нам есть о чём рассказать нашим гостям, ведь история родного города на самом деле очень интересная, – подчеркнула автор творческого проекта.

У основателей “Дома русской культуры” подготовлен и методический материал для педагогов-краеведов, которые могли бы также проводить свои занятия со школьниками по истории родного края.

 

Йога “в облаках”

АНО “Творческий центр Гало” детище неутомимого лидера Галины Ивановны Мануйленко. Она ещё в начале 90-х годов на пустующих площадях завода “Электроточприбор” организовала свой оздоровительный центр. Тогда о йоге в Омске ещё мало кто знал. А уж о “йоге в гамаках”, подвешенных к потолку спортивного зала, – так и подавно.

Как рассказала педагог творческого центра Екатерина Шипицина, в те годы как раз и начал собираться воедино нынешний коллектив “Гало”.

– Команда начала формироваться десятилетия назад. Большинство сотрудников работают в центре многие годы, часть из них вернулись после некоторого перерыва, а некоторые педагоги, как и я сама, – это бывшие ученики Галины Ивановны, которые сами стали тренерами, – объясняет педагог творческого центра.

Екатерина ведёт занятия йогой в гамаках как во взрослой, так и в детской группах. И надо сказать, что эта дисциплина значительно расширяет представление дилетантов о мире йоги как таковом. Сложно представить, а ещё труднее повторить все предлагаемые педагогом упражнения. Но зато в конце урока каждый посетитель в качестве награды за старание получает возможность полностью расслабиться в раскачивающемся гамаке и представить, что он путешествует на облаке, с высоты которого все проблемы и мелочи жизни видятся совсем уж несущественными.

По словам Екатерины, занятия в гамаках укрепляют вестибулярный аппарат м мышцы тела, помогают сохранить осанку и улучшить гибкость и пластику. Вообще комплекс упражнений очень полезен для гармоничного развития, не случайно в детских группах вместе с остальными занимаются ребятишки с ограниченными возможностями здоровья. Они, конечно, могут выполнить далеко не все упражнения, но даже тот набор который им доступен, очень хорошо помогает в реабилитации. А стоит ли говорить о важности общения детей-инвалидов с тренерами и сверстниками?

Творческий центр “Гало” это не только занятия в гамаках. Автономная некоммерческая организация предлагает посетителям достаточно широкий спектр творческих и развивающих услуг.

– Мы работаем с разными категориями посетителей, реагируем на их потребности. Так для пенсионеров и инвалидов предусмотрены группы здоровья. Мужчины активно ходят на китайскую гимнастику Тай-Чи, а дамы любят гамаки, есть у нас массажный кабинет. В отдельное творческое направление выделены занятия правополушарным рисованием, а также  уроки медитативного рисования Зентангл, курсы рукоделия. Проще говоря у нас посетители могут развивать как тело, так и творческие навыки, да и развиваться духовно, – продолжает Екатерина.

За духовность отвечает отдельно выделенный проект “Окунёвской усадьбы”, на территории которой построен и православный храм. Также как отдельное направление творческого развития в центре “Гало” стоит выделить проект “Театра огня”. Омичи наверняка видели впечатляющие и завораживающие выступления мастеров на площадках городских праздников.

 

Балякать разрешается!

Молодая мама Людмила Аксёнова, арт-диреткор студии “Радужный рисунок”, идею социальной услуги вынашивала ещё задолго до обучения в Школе социальных инноваций.

Дело в том, что она на протяжении 4 лет является индивидуальным предпринимателем и предлагает родителям творческие занятия по множеству направлений для их детей: мультипликация, изобразительное искусство, керамика, мозаика и другие.

– Творчеством я занимаюсь всю свою жизнь, с раннего детства. У меня не было проблем с выбором профессии. Я всегда знала, что буду художником. А уж после поступления в педагогический университет нашла себя в преподавании любимых дисциплин. Работа с детьми меня просто завораживает. Поэтому я и открыла собственную студию, чтобы привлекать детей к искусству, показать им разные техники, научить навыкам, которые могут им очень пригодится в жизни, –  рассказывает Людмила Аксёнова.

И вот в процессе занятий с совсем маленькими детьми преподаватель заметила, что творческие задания помогают не только научить ребятишек той или иной технике изобразительного искусства, но и помогают развивать коммуникативные качества. Тогда родилась идея проекта “Каля-Баля”, помогающего не только раскрыть творческий потенциал ребёнка, но и направленный на его раннее речевое развитие. Окончательно сформировать услугу и учесть все стартовые трудности и проблемы как раз и помог опыт обучения в ШСИ.

– В группе “Каля-Баля” занимаются дети от 2 до 4 лет с родителями. Рисуя, мы параллельно развиваем у детей логику, моторику, мышление и речевые навыки. В ситуации работы в паре ребёнок учится у взрослого, не боится экспериментировать, вынужден выстраивать коммуникацию не только с мамой, но и с другими ребятами, которые приходят на занятия в эту группу. Динамика развития детей с задержками речевого развития очень хорошая, – отмечает автор идеи.

А в завершении разговора Людмила Аксёнова попыталась сформулировать причину нынешней популярности социального предпринимательства и внедрения социальных услуг представителями традиционного бизнеса:

– Мне кажется, что прошло то время, когда люди никому не доверяли и думали лишь о деньгах. Сейчас всем нам хочется не просто продавать продукт или услугу, но и выстроить взаимоотношения с клиентами. Предприниматели предлагают рынку ту услугу или тот продукт, в котором они по тем или иным причинам были заинтересованы сами, но не смогли найти достойного предложения. Я не случайно открыла группу “Каля-Баля”, ведь моя дочь как раз подходит по возрасту для занятий в ней, и я как никто другой вижу ценность для своего ребёнка как в проявлении речевых навыков, так и развитии творческого потенциала. Социальным предпринимателям хочется не просто заработать денег, но и менять общество в лучшую сторону. Тем более что наши результаты доказывают что это возможно: когда благодаря моей авторской методике дети начинают говорить и разбираться в искусстве – это дорогого стоит, – подчеркнула владелица мастерской “Радужный рисунок”.

 

Акселерационная программа «Школа социальных инноваций» реализуется Центром инноваций социальной сферы на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.