В третьем потоке Школы социальных инноваций обучались специалисты адаптивных образовательных учреждений

13.06.2023

Выпускники ШСИ разработали около 20 социальных проектов, половина из которых посвящена реабилитации и оздоровлению детей.

Омский ЦИСС в этом году выполняет заказ профильного министерства, обучая воспитателей и педагогов социальному проектированию и написанию заявок на конкурсы для привлечения  субсидий и грантов. В четырех наборах Школы социальных инноваций (ШСИ) примерно половина от общего количества слушателей связана с развитием и воспитанием детей – обычных и имеющих отклонения по здоровью. Так было и в ШСИ-3.

– В течение трех сессий мы обучили 25 человек, все разработали проекты. Некоторые авторы действовали попарно. 10 из 17 готовых разработок представлены к публичной защите. Особое внимание старались уделить специалистам из адаптивных школ сельских районов. Они делают все возможное, чтобы на местах предоставлять качественные услуги в интересах особенных детей, дать им путевку в жизнь, организовать обучение и досуг и помочь семьям справляться с недугами своих чад, – пояснила директор АНО «ЦИСС» Нина Андриенко.

В экспертизе проектов помимо наставников участвовал член Клуба менторов ЦИСС Александр Фомин. Когда-то давно он стоял у истоков формирования инфраструктурной организации по подготовке социальных предпринимателей и активистов. Потом на несколько лет был вынужден покинуть Омск по работе, а вернувшись, первым делом навестил ЦИСС. Его порадовала практическая направленность проектов и активность селян, готовых повышать качество жизни в самых отделенных уголках региона.

Так, Татьяна Владимировцева, преподаватель Тарской адаптивной школы-интерната для детей с ментальными нарушениями планирует создать творческие мастерские и подобрать дело по душе каждому из воспитанников. Уже подобрана «целевая группа» из 50 человек, продумана программа по развитию коммуникативных навыков, творческого воображения и повышению двигательной активности подопечных.

А Татьяна Морозова, воспитатель Нововаршавской адаптивной школы-интерната, где жживвут и учатся более 120 детей, мечтает научить их фотографированию. «В интернате преподают швейное, строительное и столярное дело, обучают нехитрому сельскохозяйственному труду. Но мне бы хотелось пополнить этот список творческими профессиями, чтобы воспитанники смогли раскрыть свои способности», – поясняет автор проекта.  

Специалисты по реабилитации инвалидов Комплексного ЦСОН Калачинского района Вера Мирюк и Мария Пестова представили проект «Искусств целительная сила» по арт-терапии с помощью творческих групповых занятий. Коллеги провели опрос и выяснили, что 80 детей с ОВЗ мечтают о подобной деятельности. На первых порах в группу примут примерно 30 человек. За счет полученной поддержки планируется установить оборудование для рисования по воде в технике Эбру и работы с цветным песком.

Инна Черснёва работает библиотекарем в Калачинской детской библиотеке имени Тимофея Белозерова. В прошлом году с привлечением господдержки вместе с коллегами она участвовала в Фестивале и множестве мероприятий, посвященных поэту-земляку. В результате реализации проекта были созданы десятки рукотворных тактильных книжек для слабовидящих детей со стихами и загадками прославленного автора. А в этом году по произведениям Тимофея Белозерова юные читатели создадут мультфильмы в творческой студии библиотеки.

У городских специалистов – масштабные планы по реабилитации детей с ОЗВ.  В Омске действует множество государственных учреждений и НКО, предоставляющих уникальные услуги малолетним инвалидам. Одна из таких организаций – Благотворительный Центр паллиативной помощи детям «Радуга» («Дом радужного детства»). Известная журналистка омского телеканала Марина Бугрова, став мамой троих детей, углубилась в тему поддержки ребятишек, обделенных здоровьем. Зная пользу иппотерапии, она разработала проект, связанный с лошадьми. При учреждении имеется площадка для адаптивной верховой езды и конюшня, где маленькие пациенты смогут пообщаться с лошадками.

Ирина Черношвец работает психологом в омской адаптивной школе-интернате №17 и мечтает научить своих воспитанников швейному ремеслу. Проект «Вместе в деле» предусматривает проведение совместных занятий с родителями, чтобы создавать семейные мастерские.

Федор Мартыщенко, руководитель Федерации Тхэквондо ГТФ Омской области и обладатель черного пояса по этому виду спорта, разработал систему адаптивных тренировок детей и подростков с ОВЗ. Не менее 30 детей смогут заниматься в специальных группах, которые будут созданы в разных уголках Омска.

Кроме того, выпускники ШСИ-3 разрабатывали социальные проекты, которые могут заинтересовать и вполне благополучных людей разного возраста. Так, Екатерина Юськова мечтает создать школьный музей в Саргатском лицее, чтобы систематизировать и достойно представить краеведческие материалы и экспонаты, собранные ветеранами района и  активистами АНО «Мы вместе».

Об укреплении семейных отношений задумалась многодетная мама, член общественной организации «Казахи Омска» Сания Смаилова. Как инженер-технолог пищевой промышленности она готова поделиться вкусными и полезными рецептами и в семейном клубе выходного дня «За чашкой чая» мечтает собрать людей разных возрастов и национальностей для проведения кулинарных мастер-классов, совместного досуга и дружеских застолий.

КТОС «Кировец-1» и находящийся на окраине Омска Центр развития и досуга «Лотос» уделяют особое внимание воспитанию молодежи. На счету активистов из Старого Кировска два проекта, связанные с изучением народных игр и ремесел, которые получили президентские гранты. Теперь молодежный вожак Людмила Юмашева мечтает провести семейный фестиваль под девизом «Счастливые моменты вместе». Уже этим летом жители разного возраста соберутся на пикник с разнообразной программой, спортивными соревнованиями, конкурсами, выставками им мастер-классами.

Все выпускники получили Свидетельства об обучении в ЦИСС. В этом году Школу социальных инноваций пройдут не менее 100 активистов и лидеров гражданских инициатив из г. Омска и муниципальных районов.