Опыт, деньги и азарт: выпускники Школы социальных инноваций рассказали о своём обучении

 

Каждый бизнесмен знает, что для успешного развития своего дела ему никак не обойтись без трёх составляющих, которые мы вынесли в заголовок: опыта, денег и азарта. Причём актуально это заявление и для так называемого социального предпринимательства.

В январе-феврале 2018 года в Омске началось и завершилось первое в этом году обучение социальных предпринимателей в рамках акселерационной программы «Школы социальных инноваций». Этот проект в Омске реализуется Центром инноваций социальной сферы на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Обучение инициаторов социальных проектов заняло всего 4 недели, причём сессии проходили по выходным и включали в себя лекционные занятия, семинары и работу в группах. Тем не менее, судя по отзывам участников обучения, этого интенсивного курса им хватило для того, чтобы найти ответы на вопросы, которые возникали у них при реализации проекта, научиться привлекать финансирование для своей идеи и поверить в себя.

 

Предоставим слово первым выпускникам «Школы социальных инноваций», которые поделились своими впечатлениями по окончанию акселерационного курса.

 

– Расскажите о вашем проекте: с какой идеей вы пришли в «Школу социальных инноваций»?

 

Кристина Запольских («АВА Дом»):

– Свой проект я назвала «ABA-Дом» – это группа пребывания детей-инвалидов, которая работает на основе методики ABA. Она была создана для коррекции поведения детей-аутистов. Потому что обычная коррекционная педагогика не очень подходит для взаимодействия с такими детьми.

Этот проект работает на базе реабилитационного центра для детей. Место размещения мы выбрали не случайно: по соседству с нами ведут приём врачи. Консультации детского невролога и педиатра очень важны для нашей работы. Сейчас сформированы группы из 11 детей, которые длительное время живут на базе центра, плюс к этому часть ребятишек на занятия приводят родители.

Елена Рожкова (мобильная мастерская керамики и гончарного искусства):

– Я пришла с идеей открыть гончарную мастерскую для детей и взрослых. Гончарным делом я занялась случайно, благодаря моим детям. За что им благодарна! На протяжении 15 лет работала в солидной компании на руководящей должности. С появлением детей стало всё сложнее вписываться в привычный для меня рабочий график. В итоге я выбрала семью, хотя мне очень нравилась моя работа.

Первые занятия и рассказы о гончарном деле я проводила для своих детей, потом в период летних каникул они стали приводить друзей. Мой муж скульптор и у него есть своя мастерская, где мы и собрали небольшой клуб по интересам. Мамы первых учеников сначала приносили на занятия пирожки и булочки на чаепития, а потом и вовсе начали предлагать деньги за обучение. Тогда я села и посчитала, что эти занятия могут быть не только для души, но в перспективе вполне способны стать полноценным предпринимательским проектом.

Более того, в процессе работы я на практике выяснила, что и для детей эти уроки не только познавательны, но и несут несомненную пользу для их развития. У знакомых ребёнок страдал от серьёзной задержки развития речи, но после нескольких уроков в гончарной мастерской он начал петь прямо на занятии! Его мама была счастлива. В итоге наряду с группой здоровых деток занимаются и ребятишки с ограниченными возможностями здоровья, которым очень полезно развивать мелкую моторику.

Александр Стадченко (Многофункциональный центр социальных услуг «Благодать»):

– Мы хотим создать многопрофильный центр социальных услуг. В рамках проекта предполагается открыть на базе центра три отделения, для разных категорий граждан. Первое – пансионат для пожилых людей и инвалидов всех трёх групп. Второе предназначено для реабилитации и адаптации лиц попавших в сложную жизненную ситуацию, для людей без определённого места жительства и граждан освободившихся из мест лишения свободы. Третье – это трудовой профилакторий, чтобы люди, прошедшие реабилитацию смогли почувствовать себя нужными обществу. В качестве трудотерапии думаем предложить работу в небольшом фермерском хозяйстве. Так планируем производить продукты питания для собственных нужд многопрофильного центра. Естественно, принуждать к труду никого не будем: такая реабилитация эффективна лишь в случае добровольного согласия.

Здание, которое будет преобразовано в центр социальных услуг, расположено в Марьяновском районе, в селе Боголюбовка. Власти выделили в безвозмездное пользование помещения на втором этаже Боголюбовской больницы и часть первого этажа. Действующая больница осталась в этом же здании, что и для нас очень удобно: консультации врачей всегда могут быть полезны нашим постояльцам.

 

– За какими знаниями и компетенциями вы пришли в «Школу социальных инноваций», чем обучение могло помочь вашему проекту?  

 

Кристина Запольских:

– Центр «ABA-Дом» начал работать ещё до того, как я пришла на обучение. Я являюсь педагогом и занимаюсь с детьми. В «Школу социальных инноваций» я пришла потому, что наша работа нуждается в государственной поддержке. Трудиться бесплатно невозможно, а родители детей-аутистов просто не потянут все расходы. Мы решили написать грантовую заявку, а такого опыта у меня нет. В этой сфере я абсолютный новичок. Например, не знала, что у регионального министерства экономики есть программы поддержки малого бизнеса, что власти могут помочь с финансированием предпринимательских проектов. В том числе и об этом я узнала в «Школе социальных инноваций».

К тому же на занятиях в течение 4 недель удалось получить массу иных важных знаний и компетенций, которые помогут в дальнейшем развитии проекта. Много полезного рассказали нам о современных веяниях в сфере маркетинга и рекламы, к тому же за время сессий многие из соучеников нашли здесь партнёров для своего бизнеса.

Елена Рожкова:

– О школе я слышала и раньше, но до поры до времени не думала, что мне пригодятся знания в предпринимательской сфере. Зато когда родилась идея создать гончарную мастерскую, то как раз и встал вопрос о том, что нужны определённые знания. У меня была идея и люди, желающие со мной сотрудничать. Не было понимания: что делать дальше?

И тогда по рекомендации знакомых я записалась на обучение в «Школу социальных инноваций» и с 1-го занятия поняла, что пришла туда куда нужно. Прежде всего, мне не хватало внутренней уверенности, что у меня всё получится. Здесь мне дали это понимание на все 100%. Рассказали какую юридически-правовую форму организации следует выбрать. Это очень сложно для неподготовленного человека на первом этапе. Дали азы бухгалтерского дела, то без чего никто не может обойтись. Эти навыки помогают производить чёткие расчёты и исследования рынка: учесть все затраты, все выгоды, нюансы работы. Таких знаний мне очень не хватало.

Вся информация, представленная в рамках курса, была чётко сформулирована и разбита на блоки. Создалось ощущение, что педагоги нас просто ведут по эффективному маршруту строительства своего дела, причем на каждом шагу возникает понимание того, что нужно сделать и какой результат мы можем получить.

Преподаватели меня просто подкупили тем, что реально расширили наши горизонты возможностей. Я пришла сюда с идеей, что мне не хватает денег на гончарный круг, а теперь я понимаю, что в ближайшей перспективе у меня открытие собственной гончарной мастерской!

Важно, что педагоги очень внимательно подходили к работе с каждым студентом. На втором занятии уже ко всем обращались по именам и знали все тонкости наших проектов. Отрадно, что наставники не выстраивают искусственную дистанцию: «я буду говорить, а ваше дело слушать». Обучение построено на диалоге, было много работы в группах. Я  с удовольствием продолжу консультироваться с этими специалистами, пока мой проект не выйдет на определённые обороты. Причём педагоги не отказывают в дальнейшем сотрудничестве. Они готовы работать дальше, вести и поддерживать студентов.

Александр Стадченко:

– Я уже второй раз учусь. Первый раз я пришёл в «Школу социального предпринимательства» в прошлом году, а в этом – продолжил обучение в рамках новой программы «Школы социальных инноваций». Первый курс мне дал толчок к пониманию новой для меня сферы, а сейчас, после второго обучения, я углубил свои знания и расширил компетенции.

Вообще в социальный проект я пришёл из другой сферы деятельности: я был и остаюсь руководителем крестьянско-фермерского хозяйства. В своей основной работе время от времени сталкиваюсь с людьми, попавшими в трудную ситуацию или испытывающими проблемы с алкоголем. Я как работодатель вижу, что на селе на тяжёлые работы нанимается именно такой контингент! Часто приходилось входить в положение и помогать этим людям. Так что я и до появления проекта социального центра по существу занимался волонтёрской деятельностью.

Тем не менее, я понимал, что как руководитель социального проекта я очень мало знаю. Мы с партнёрами на первых порах не знали с чего начать, как построить эту работу, как получить поддержку на развитие. Сейчас нам удалось получить субсидию на открытие пансионата, нас поддержало Минэкономики Омской области. Это в прямом смысле заслуга педагогов школы, которые научили составлять грамотный проект для получения субсидии.

 

– Каким вы видите будущее своего проекта?

 

Кристина Запольских:

– На нынешнем этапе нам нужна помощь властей в приобретении необходимого оборудования для эффективных занятий по методике ABA. А если говорить о более отдалённой перспективе, то я представляю себе дом, в котором занимаются несколько групп детей-аутистов. Тем более, что таких ребятишек достаточно много, а тенденция развития данного диагноза не известна. Врачи пока бессильны справиться с этой болезнью. К тому же к нам уже сейчас ездят детишки даже из других регионов.

Елена Рожкова:

– В общих чертах я надеюсь в течение 2-3 лет открыть свою гончарную мастерскую. Она скорее всего будет называться «Мастерская керамики и гончарного мастерства»! Там будут заниматься и дети, и взрослые.

Александр Стадченко:

– Я планирую в ближайшее время открыть ещё один пансионат: уже в Омском районе. Такое предложение ко мне поступило от администрации района. Власти сейчас подбирают помещение, где можно было бы разместиться.