Омский клуб менторов помогает социальным предпринимателям найти свою нишу на рынке

 

Одними из главных экзаменов для лидеров социальной проектов, учащихся в Школе социальных инноваций, являются менторские сессии. Именно работа с ментором показывает насколько жизнеспособный проект предлагает слушатель школы, достаточно ли хорошо он сам его понимает, видит ли источники для привлечения необходимых ресурсов, не скатывается ли с позиции предпринимателя, пусть и социальной направленности, в сторону общественной деятельности.

 

Товарищеский долг и личный интерес

Причём менторами выступают как правило статусные фигуры: опытные управленцы и бизнесмены. Правда, в последнее время к ним присоединяются наиболее успешные недавние выпускники Школы социального предпринимательства, достигшие определённых высот в своём проекте. Их опыт выстраивания процессов с нуля оказывается не менее востребованным лидерами проектов, мечтающих об успехе и решении социальных проблем, чем багаж компетенций, который накопился у более опытных бизнесменов, банковских руководителей и директоров известных на омском рынке организаций.

-Менторский клуб – это добровольное и достаточно динамичное объединение людей. В него входят представители бизнес-сообщества, органов власти, которые проявили интерес, личный интерес, к социальным предпринимательским проектам, – рассказывает руководитель клуба менторов Омской школы социального предпринимательства, директор Университетского профессионального колледжа ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Артём Ткаликов. – Причём делается это совершенно на добровольной основе с единственной целью: на этапе формирования нового бизнес-проекта мы хотим помочь его инициатору и снять часть вопросов, дать конструктивные советы, порекомендовать варианты выхода из сложного положения.

По словам Артёма Валентиновича нет универсальной формулы, которая объяснила бы зачем каждый из членов клуба менторов готов пожертвовать своим выходным днём, чтобы без какой бы то ни было финансовой выгоды работать в группе с начинающими социальными предпринимателями. Каждый наставник по своему понимает интерес в этой работе. Одни приходят в Школу социальных инноваций, чтобы провести своеобразный мониторинг актуальных идей. Другие менторы видят в участниках сессий потенциальных партнёров. А есть и такие, кто просто хочет передать свой опыт молодым и начинающим.

-Если говорить о представителях власти, то клуб для них стал своеобразной переговорной площадкой, – продолжает Артём Ткаликов. – Бизнес-проекты, которые направлены на решение ключевых социальных проблем, не могут быть не интересны сотрудникам соответствующих министерств и ведомств. Эти контакты не теряются и уже по окончанию обучения выливаются в реальное сотрудничество, направленное на решение поставленных и предпринимателем, и органами власти общих задач.

– К работе в качестве ментора меня привлёк мой покойный товарищ, Виктор Иванович Козлов, который был одним из учредителей Школы социального предпринимательства и одним из инициаторов открытия в ней менторского направления, – рассказывает исполнительный директор ТД “Омский Ювелир” Виктор Казанцев. – Сначала я приходил на менторские сессии, чтобы поддержать начинание друга. А сейчас втянулся, решил, что пока возраст позволяет, нужно общаться с молодыми. Интересно видеть в каком направлении они движутся, передавать собственный опыт. С одной стороны у меня может и нет своего бизнеса, но с другой, работа исполнительным директором в крупной частной компании помогла накопить достаточно много информации, которая будет интересна начинающим!

Виктор Иванович Козлов привлёк к работе в клубе и заместителя директора Омского филиала “Мособлбанк” Алексея Яковлева:

-Можно сказать, что клуб менторов появился на моих глазах. Виктор Иванович в своё время был моим руководителем в одном из банков города. Я видел, что он много времени уделяет этому проекту. Вообще Виктор Иванович старался  собрать вокруг себя людей, которые могли бы помочь ему в этой работе. Я сам уже более 5 лет являюсь ментором и мне очень интересна эта деятельность, – подчеркнул Алексей Борисович.- Работая в банковской сфере я видел очень много предпринимательских проектов, авторы которых обращаются в банки для получения кредитов. Казалось бы менторство не приносит ничего нового. Однако всё наоборот: социальное предпринимательство тем и интересно, что в концепции главной целью зачастую оказывается не получение прибыли, а решение какой-либо важной общественной проблемы! И общение с такими заинтересованными людьми затягивает, очень здорово что удаётся помочь им советом и рекомендациями.

 

Песенка про 5 минут

Во время менторской сессии слушателей Школы социальных инноваций делят на группы. С каждой группой работает свой наставник: строгий, но справедливый ментор. У каждого учащегося есть только пять минут на то, чтобы представить основные параметры своего проекта и презентовать в чём состоит основная суть предпринимательской идеи. После того как ментор выслушает выступающего, у него есть некоторое время, как правило 10-15 минут, чтобы с помощью наводящих вопросов и ненавязчивых рекомендаций помочь лидеру выйти на путь реализации его идеи.

-Существует старое правило любого наставника: ученику нужно помочь приоткрыть дверь на дорогу самостоятельной деятельности, но эту дорогу каждый должен пройти сам! – уверяет Артём Ткаликов, – поэтому когда меня или моих коллег прямо спрашивают: “что мне  нужно сделать по пунктам, чтобы достичь вот этой цели?”, мы отвечаем, что подменять собой мы никого не собираемся!  Если мы и даём советы, то только в рамках той модели, которую сам человек выстраивает для себя.

По словам председателя клуба менторов, такие советы неслучайно формулируются в вопросительной форме: “вы уверены в том, что вот это ваше утверждение верно?” или “вы можете показать почему это обязательно произойдёт так, как вы на деетесь?”.  Менторы не предоставляют готовых формул, а лишь дают возможность человеку посмотреть на свой проект со стороны и ответить самому себе на вопрос: “всё ли я учёл, всё ли делаю так, как представляю?”.

-Лучший момент, в нашей работе наступает в минуту, когда мой собеседник говорит: “точно, вот теперь я понял, что было не так!” Не нужно предпринимателя водить за ручку, наша задача настроить слушателя на правильное восприятие того, что он делает, – продолжает Артём Валентинович.

По мнению Виктора Казанцева за 5 минут презентации проекта опытный управленец вполне может оценить суть идеи, с которой выступает лидер социально-предпринимательского проекта:

– Часто бывает, что приходят люди с хорошей идеей, но она не всегда оказывается экономически просчитанной. Они говорят просто: “Хочу чтобы…”. Хорошо, желание это здорово, но на реализацию такого “хотения” должны быть ресурсы. А где их взять?

По словам ментора именно в этом вопросе его знания как банковского работника в прошлом, и как сотрудника коммерческой структуры, помогают подтолкнуть людей к мысли, что проект будет работать при условии, что будет найден реальный источник финансирования. И 5 минут вполне достаточно, чтобы понять получит ли человек деньги из названных  им источников или нет.

– Например, в проекте речь идёт об организации платной секции для детей. Я сам и отец, и дед, поэтому знаю не понаслышке, что проекты посвящённые дополнительному образованию школьников в полной мере финансово зависят от желания родителей платить за эти услуги. Поэтому я всегда спрашиваю инициатора идеи: “а почему клиенты будут платить именно вам?”. Проведение опроса родителей одного -двух классов вполне поможет ответить на этот вопрос, – уверяет Виктор Степанович.

 

Общие ошибки

Но не только источники ресурсов при оформлении проекта вызывают сложности у обучающихся в Школе социальных инноваций. Артём Ткаликов указывает на то, что у слушателей Школы почему-то главную сложность вызывает представление о клиенте их потенциального продукта или услуги:

– На самом деле из тех предпринимателей, кто выходит на менторские сессии, даже на первую сессию, по крайней мере 70-75% – носители интересных и жизнеспособных идей, направленных на разрешение важных социальных проблем. Главное им правильно определиться с клиентом! Ещё одна сложность заключается в том, что людям оказывается не просто соединить решение социальных проблем с бизнес-моделью. Человек рискует скатиться в типовой социальный проект. Правда, надо отметить, что ко второй менторской сессии, которая проходит уже после посещения нескольких учебных занятий, слушатели в значительной степени решают обе этих проблемы.

Алексей Яковлев утверждает, что часто его собеседники во время работы с ментором не могут сформулировать в чём же заключается социальная направленность их проекта, а ведь это ключевое требование!

– Менторы перед работой на сессии стараются собраться в профессиональном кругу, чтобы выработать общие правила взаимодействия с лидерами. Мы делимся информацией о каждом проекте и думаем как помочь в каждом конкретном случае! Ведь у разных обучающихся различается и объём профессиональных знаний, проекты находятся на разной стадии проработки. Бывает и так, что после работы с ментором человек, пришедший с одной идеей, уходит с совсем другой, более удачной, которая родилась в процессе обдумывания слов и советов наставника. Её в итоге он успешно и внедряет. Часто выпускаются слушатели ШСИ со значительно видоизменённой концепцией своего первоначального проекта, – рассказывает Алексей Яковлев.

А вот обиженных после таких занятий как правило не остаётся. Виктор Казанцев уверяет, что ни разу не видел агрессии со стороны собеседников на менторских сессиях. Если ментор высказывает своё, пусть и критическое видение идеи, пытается предостеречь от проблем, с которыми её авторы могут столкнуться, то как правило получает благодарную реакцию!

-Ни разу не возникало конфликтов или обвинений в том, что я  чего-то не понимаю в той гениальной идее, которую мне представили. Предприниматели пришли учиться, а значит большинство всё-таки правильно воспринимают любую реакцию со стороны опытных коллег! К тому же, я уверен, любой ментор чувствует ответственность за те рекомендации и советы, которые он даёт! – поясняет Виктор Казанцев. – Более того, я стараюсь отслеживать судьбу наиболее интересных идей, радуюсь когда встречаю рекламу организаций, с владельцами которыми познакомился во время менторских сессий. А бывает, что вчерашние слушатели школы сами становятся успешными предпринимателями и возвращаются в статусе менторов! И они передают свой опыт новичкам в том направлении, в котором уже прошли достаточно далеко!