Как стать социальным предпринимателем?

Как стать социальным предпринимателем? Как понять, что ты — именно он, социальный предприниматель, и можно ли этому научиться? Существует ли здесь формула успеха? Об этом рассуждает Владимир Вайнер, социальный предприниматель, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.

Год назад я закончил вести вебинары для социальных предпринимателей под общим объединяющим названием «Движение души». Всего в рамках курса было десять вебинаров, но самыми востребованными и просматриваемыми в записи стали вебинары «Самоопределение в социальном предпринимательстве» и «Пошаговая инструкция». Именно они отвечают на вопрос: можно ли стать социальным предпринимателем?

«Для чего вы работаете?», – спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: «Чтобы прокормить семью». Второй сказал: «Чтобы обтесать камни для той стены». Третий произнес: «Чтобы построить замечательный храм». Эта известная многим притча наглядно показывает, что у каждого из нас есть своя и часто уникальная цель в работе и в жизни. Но, как правило, мы не задумываемся об этой цели, не ставим ее осознанно, не продумываем так, чтобы, с одной стороны, начать к ней двигаться, а с другой – понять, что мы к ней уже пришли.

Для начала уточним, что такое социальное предпринимательство. Разные эксперты отвечают на этот вопрос по-разному. Мне и моим друзьям ближе вот такое определение: «Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы. Его предприятие (ИП, ООО, СО НКО) направляет доходы, прибыль и ресурсы на социальные изменения. Как правило, на решение проблем социально незащищенных жителей. Социальное предпринимательство отличается от благотворительности выходом на самофинансирование и использованием новых, часто нетрадиционных решений, свойственных предпринимателю».

Как же стать социальным предпринимателем?

   Наверняка можно разработать какие-то схемы, пошаговые инструкции – шаг первый, шаг второй, шаг третий. Это было бы здорово! Но… для социальных предпринимателей стандартных пошаговых инструкций не существует. Есть споры вокруг этого тезиса. Кто-то говорит, что надо просто обучить людей, провести их через курсы, бизнес-инкубаторы, акселераторы и инвестиционные сессии и – готова свежая партия социальных предпринимателей. Я думаю, что все гораздо сложнее и живет это явление новой экономики в других пространствах и на других основаниях.

Осознать и решиться

   Потому что движение к созданию социального предприятия происходит, когда человек оказывается в такой ситуации, когда ждать помощи неоткуда, и он вынужден сам делать шаги, чтобы улучшить свою жизнь. Для многих, если не для большинства – это веление судьбы, когда собираешь волю в кулак (а это не всем по силам) и действуешь.

Поэтому первые шаги не всегда напрямую зависят от учебных курсов – сначала рождается мотив и самоопределение под влиянием множества сил:

Судьба – когда человек вынужден справляться с проблемой, а затем начинает делиться решением с другими.

Рефлекция – когда сама жизнь намекает, открывает возможности что-то улучшить, дать людям то, чего им не хватает для достижения той или иной цели.

Взгляд на мир – когда жизнь не просто позволяет, а создает условия для социального предпринимательства (иногда загоняя в жесткие рамки, а иногда включая зеленый свет и открывая «голубые океаны»), а человек их начинает видеть и встраивать в текущую, не совершенную до этого реальность.

Когда человек солидарен с судьбой, стремится понять свое назначение, стремится к осознанию мира, в котором живет, ему открывается доступ к огромному множеству идей и решений. Но пока это просто идеи – они не могут изменить мир, не могут решить проблемы людей или создать новое общественное благо.

И тогда наступает время образовательных курсов и программ. Обучение начинается только тогда, когда возникает осознанное затруднение и, как следствие, осознанная потребность в конкретных компетенциях.

Научиться проектировать

Первой такой компетенцией становится умение проектировать деятельность. Что такое проект? Это ведь та самая идея, но уже подкрепленная видением конкретных практических действий по ее реализации. На основе проекта уже можно построить бизнес-план, просчитать и измерить ожидаемый результат.

И тут приходит время для самоопределения как актора, деятеля. Буквально: «Я буду делать это». Часто такой человек поначалу тянет проект в одиночку как «сталкер», проводник, толкающий проект вперед. Но если проектная идея действительно решает социальные проблемы, а человек открыт и готов делиться своим видением изменения мира, вокруг начинает расти круг друзей, единомышленников, которые, возможно, и не участвуют непосредственно в хозяйственной деятельности, но поддерживают основателя проекта, его движение души.

Следующий шаг – когда из этого круга друзей формируется действующая команда, потом сообщество проекта. Это часто делается еще до создания самого предприятия как такового – регистрации юридического лица, открытия банковского счета, запуска производства.

Далее следуют шаги по созданию социально ориентированной организации, или регистрации индивидуального предпринимателя, или общества с ограниченной ответственностью.

Часто для успешной стабильной деятельности требуется последовательное или одновременное создание и существование всех трех видов.

Привлечь деньги

Следующий шаг – привлечение ресурсов. Как правило, наличие, приход ресурсов – это еще и признак того, что рынок готов, идея ложится на ожидания и потребности, а решение действительно соответствует социальной проблеме. И тогда ресурсы начинают появляться практически сами.

На основании идеи, проекта и бизнес-плана, совместно с друзьями, сообществом начинается производство. Определяющей рост и развитие становится оценка эффективности – то есть достижение результата, демонстрирующего цели проекта, решение социальной проблемы.

Если мы прошли все предыдущие шаги, при желании можно идти к инвесторам. Их пока очень мало, социальных инвесторов, которым прибыль в формате общественного блага важнее дивидендов, но они уже появляются.

Развиваться

Далее логическим шагом следует создание социальной франшизы, от создания и упаковки «коробочного» продукта до устойчивых сетей, взаимной поддержки и сотворчества, соразвития. Такие сети, «грибницы» начинают выстраивать новые условия, новую экосреду социального предпринимательства, которую могут использовать другие люди.

Конечно, судьба каждого человека уникальна. И каждый может решать социальную проблему по-своему, так, как он это видит. Поэтому социальный предприниматель сегодня – это творец, первооткрыватель.
А у первооткрывателей инструкция достаточно условна. Безусловно, лишь желание добиться цели, в нашем случае – найти решение социальной проблемы и изменить жизнь людей, в первую очередь социально незащищенных жителей своих родных городов и сел.

В поиске ответа на вопрос «Как стать социальным предпринимателем?» получился довольно длинный текст. Поэтому для удобства читателя я немного изменил вопрос и нашел более короткий ответ. Вопрос может звучать так: «Как понять, что я – социальный предприниматель»? И тогда ответ будет таким:

Во-первых, я чувствую себя предпринимателем – то есть человеком, который меняет мир вокруг себя, не останавливается перед препятствиями, находит возможности решения задач и проблем.

Во-вторых, я чувствую движение души делиться своими достижениями и решениями с другими, могу «упаковать» свою идею в работающее социальное предприятие, создающее товары и услуги (и это может быть как некоммерческая, так и коммерческая организация).

В-третьих, я рассматриваю деньги как средство для решения социальной проблемы, как элемент устойчивости моего дела жизни по созданию общественного блага для социально незащищенных жителей, для развития моего города, для всех, кто живет рядом, в стране и мире.

Владимир Вайнер, социальный предприниматель, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.