Авторский взгляд

06.11.2018

Принято считать, что разработать качественную услугу для потребительского рынка помогут бизнес-навыки, полученные в процессе обучения. А вот чтобы создать социальную услугу одного экономического образования или знаний о маркетинге недостаточно. Лидеры социально предпринимательских проектов или социально ориентированных НКО, готовые запустить социальную услугу, люди особенные!

Во всяком случае, в качестве слушателей в Школу социальных инноваций приходили именно такие: неравнодушные, болеющие душой за своё дело, умеющие видеть потребности людей и считающие приоритетом счастье для клиента, а не банальное получение прибыли.

Прежде чем рассказать о наших лидерах напомним, что Школа социальных инноваций – акселерационная программа ориентированная на руководителей некоммерческих организаций, которые планируют разработку и реализацию собственных социальных услуг, руководителей бизнес-проектов, планирующих их развитие с использованием возможностей СО НКО (от аббревиатуры «социально-ориентированная некоммерческая организация»), инициаторов социальных или социально-предпринимательских проектов, планирующих начать собственную деятельность.

Данный проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

С детьми на одной волне

Как известно, дети обладают уникальной способностью чувствовать фальшь и лицемерие во взрослых. К сожалению, с возрастом эти умения куда-то улетучиваются. Тем не менее, успех именно у детской аудитории говорит о многом. Люди, способные заинтересовать малышей, предложить им какие-то новые знания и навыки, да даже просто нашедшие с ними общий язык, уже по определению попадают в разряд “особенных” взрослых.
В качестве самого наглядного примера построения “особых” отношений с детворой возьмём историю создания профилактической стоматологической услуги, которую разработали стоматолог Елена Жарко и педагог Юлия Журба. Они разработали учебные занятия для детей, на которых рассказывают о том как сберечь свои зубы от кариеса, как правильно ухаживать за полостью рта и какие продукты помогут нам с вами сохранить здоровье зубов. Причём эти полезные уроки проходят в кабинете стоматолога и… дети совершенно их не боятся.

– Заниматься детской стоматологией я решила после рождения собственного ребёнка. Приходилось решать зубные проблемы дочери, а также, за одно, и осматривать и её друзей, и одноклассников. В литературе я видела, как растут темпы заболеваемости и патологий зубочелюстной системы у детей, – сокрушается Елена Александровна. – Достаточно большое количество детей вообще живут с запущенными зубами, а их родители оказываются весьма удивлены, когда узнают что молочные зубы тоже нужно беречь и сохранять, не смотря на то, что они всё равно выпадут. Многие даже не знают как правильно чистить зубы и не следят за тем как их маленькие дети чистят зубы, да и чистят ли они их вообще.

Авторы проекта для своих уроков придумали вымышленного персонажа Зубогрыза и приглашают ребят в приключение, которое в итоге научит малышей следить за своим здоровьем. Игровая форма проведения уроков не должна смущать: достигнутые результаты очень радуют специалистов. В наблюдаемых группах стремительно падает статистика по кариесу.

Авторы проекта ставят перед собой очень амбициозные цели: в перспективе они мечтают вообще снизить статистику заболеваний зубов у малышей Омска на 40%, но для этого им ещё предстоит значительно расширить предложение своей услуги, чтобы как можно больше детей смогли встретиться на занятиях с Зубогрызом и победить его.

Не менее сложную задачу удалось решить Елене Елисеенко, директору Центра образовательных инициатив “СТЕМ”. По окончании обучения в Школе социальных инноваций Елена Юрьевна вывела на рынок услугу дополнительного образования в каникулярный период. Летом, в период самых длинных и долгожданных каникул, в детском лагере имени Петра Ильичева была открыта профильная смена для будущих технарей. 160 ребятишек оторвались от домашних гаджетов, выехали на природу, где смогли получить навыки в прикладных дисциплинах, которые очень помогут при выборе профессии. Тем более что речь идёт о профессиях будущего!

– Во время каникул школьники увидели свою будущую профессию и посмотрели на привычные предметы и дисциплины под другим углом. Школьная математика может казаться не такой интересной или важной, но если показать её применения в робототехнике, в прототипировании или программировании – то интерес у ребёнка к предмету может вспыхнуть с невероятной силой, – рассказывает Елена Юрьевна.

И надо сказать, что инициаторам затеи удалось зажечь огонь интереса в сердцах будущих инженеров. Во всяком случае многие ребятишки совсем не хотели покидать летний лагерь, а по приезде в Омск отправились записываться на курсы робототехники, 3D-печати, прототипирования и других ультрасовременных направлений подготовки, которые предлагает своим клиентам центр “СТЕМ”, и сейчас у Елены Елисеенко нет отбоя от желающих родителей, которые готовы отправить своих чад на профильные смены не только во время летних, но и любых других каникул!

 

Без ограничений в возможностях

Одним из самых массовых сегментов предложения социальных услуг, разработанных выпускниками Школы социальных инноваций, являются услуги разнообразной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья или организация форматов помощи для них.

Как правило, выбирают эту стезю либо те лидеры проектов, кто знает о себе, что в медицину его привело призвание, либо люди непосредственно столкнувшиеся с бедой на личном примере: кто-то сам борется с недугом, у кого-то в реабилитации нуждается близкий человек.

Опытный врач Сергей Копышко ещё в 2000-м году вместе с коллегами создал и возглавил Омскую городскую общественную организацию инвалидов “Возрождение человека”. После обучения в Школе социальных инноваций он придумал как расширить предложение и работать для новых пациентов.

– Сейчас мы предлагаем рынку услугу “Улыбка ребенка”, которая предполагает именно комплексную реабилитацию детей особой заботы, многие из которых страдают аутизмом. Мы применяем в ней самые лучшие технологии, которые помогут реабилитации детей. В 2017 году организация выиграла президентский грант. На эти средства была приобретена уникальное оборудование: недавняя разработка учёных из Санкт-Петербурга, которое и помогает в реабилитации, – объясняет Сергей Аркадьевич.

Смысл технологии заключается в том, что во время процедуры на мозг не оказывается не медикаментозное воздействие, не физическое и не химическое. Метод активизирует резервные силы самого организма ребенка. С помощью биоакустической коррекции происходит развитие внутренних процессов. Данный способ реабилитации строго индивидуальный. Его применению предшествует серьёзная диагностика. Снимаются параметры мозга конкретного ребенка, они обрабатываются в программе, и на основе анализа вырабатываются акустические сигналы. Последние-то и позволяют запускать те самые резервы и механизмы, что приводят к восстановлению нейронных связей, которые были нарушены заболеванием.

Жизнь юриста из Любинского района Анастасии Бондаренко резко изменилась после того как она сама оказалась на инвалидности. Однако Анастасия Александровна унывать не привыкла. Сейчас она является лидером Любинской местной организации омской областной организации “Всероссийское общество инвалидов”, а благодаря обучению в Школе разработала проект оздоровительного центра для инвалидов “Будь здоров”, который после открытия будет предлагать нуждающимся массу востребованных услуг.

– В сельских районах существует дефицит услуг связанных с оздоровлением и спортивной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья. А вместе с тем, люди получившие инвалидность, нуждаются в возможности через умеренные спортивные нагрузки поддерживать свой организм в тонусе, восстановить часть утраченных навыков, в конце концов, избежать негативного переживания состояния одиночества, – рассказывает лидер проекта. – В центре планируется организация тренажёрного зала и занятий лечебной физкультурой для оздоровления жителей района.

Предприниматель из Исилькуля Алёна Курнусь является счастливой матерью троих детей. Но после того как её муж получил травму на производстве семье пришлось не просто: реабилитация, финансовые трудности, неопределённость будущего – все эти проблемы легли на плечи Алёны Александровны. Тем не менее предпринимательская жилка и умение работать помогли справиться со многими трудностями. Однако пережив многое, сейчас Алёна Курнусь не может не думать о судьбах других людях, которые, также как и она когда-то, попали в тяжёлое положение.

– Проект “Артель” работает в интересах разных сегментов аудитории и в каждом из  них помогает решать различные социальные проблемы. В “Артель” объединены специалисты, способные помочь людям, попавшим в беду или не могущим найти себя в жизни: психологи, педагоги, юристы, – рассказывает о своём проекте его лидер. – Для каждой группы людей, входящей в сегменты целевой аудитории, разработаны свои меры поддержки и социальные услуги. Так, например, инвалидов обеспечивают надомной оплачиваемой работой. Они могут почувствовать себя нужными обществу и получать небольшой доход. Для подростков организуются массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни или устраиваемые с профориентационными целями. Для женщин попавших в трудную жизненную ситуацию предоставляются психологическая и правовая поддержка.

 

Не забыть об истоках

Не чужда выпускникам Школы социальных инноваций и культурная тематика: внедряются услуги, связанные с историей и народным промыслом родного края, культурой тех или иных народов, философией и древними учениями человечества.

Инна и Владимир Бобриковичи продвигают проект “Омская игрушка”, в рамках которого приглашают в свою мастерскую школьников для проведения краеведческих уроков. Супруги смогли совместить два полезных направления в образовании: с одной стороны они передают детям навыки создания и оформления деревянных игрушек, с другой рассказывают об истории Омска, используя биографию тех исторических личностей, фигурки которых и изготавливают дети.

– Школьники не знают историю и не интересуются ею, при этом много времени они проводят в бездумном сёрфинге в социальных сетях и за компьютерными играми. Проблема в том, что молодое поколение нуждается в интересном занятии, которое еще и связано с ручным трудом. Развитие мелкой моторики, увлекательное погружение в историю родного края, умение работать с профессиональными компьютерными программами и получение навыков работы с древесиной – достойная альтернатива бездумного времяпрепровождения для детей любого возраста,- уверен Владимир Павлович.

Сумбель Хасанова, Насима Сиразетдинова и Михаил Линчевский задумали открыть живой музей татарской культуры “Сеитовская сказка”.

– Мы хотим создать такой центр, в котором были бы отражены разнообразные моменты, составляющие жизнь татар – народные промыслы, рыболовство, собирательство, растениеводство. Хотелось бы, чтобы татары и сегодня помнили свое прошлое, на основе которого могли создавать свое будущее, – говорит Сумбель Ильсуровна. – Деревня Сеитово, Тарского района, Омской области одна из древних деревень области, основанная в 1576 году. Имеет богатую историю и окружена необычайной природной красотой: слева река Иртыш, справа Сеитовское озеро в виде подковы и все это великолепие окружено богатой растительностью, тайгой. Но самая большая ценность — это люди, которые знают свою культуру, традиции, владеют ремеслами и могут передать знания новому поколению.

 

Огонь в глазах…

В рамках небольшого текста удалось рассказать лишь о нескольких людях, пришедший в Школу социальных инноваций со своей идеей, а выпустившихся с чётким планом её реализации в виде социальной услуги. За границами этой статьи, к сожалению, остались ещё десятки людей, мечтающих и способных изменить жизнь своих клиентов к лучшему.

Многие проекты уже работают, приносят пользу людям и греют душу своим авторам. А объединяет их одно – сильный лидер, умеющий вдохновлять коллектив на свершения. У всех собеседников, с которыми удалось поговорить о их совершенно разных проектах, явно присутствует одно общее свойство: когда они рассказывают о своей идее и о том, как они реализацией проекта планируют решить ту или иную проблему целевой аудитории, у них загораются глаза. Видимо этот пылающий внутри каждого лидера энтузиазм и есть индикатор успешности будущей социальной услуги!

По итогам пяти выпусков Школы социальных инноваций только к настоящему моменту было запущено 82 социальные услуги. Ещё ряд выпускников занимаются внедрением своего продукта прямо сейчас. А вот число потенциальных клиентов, которым выпускники Школы смогут передать свой задор, заботу и этот тёплый огонь своего энтузиазма, даже трудно подсчитать! Думаем, что счёт уже идёт на сотни, если не на тысячи!