30 слушателей первого выпуска Школы социальных инноваций разработали общественно-полезные проекты

06.04.2023

Эксперты трех отраслевых министерств и главы муниципальных образований оценили гражданские инициативы выпускников.

В учебном процессе Омского ЦИСС в этом году есть изменения. Поступил социальный заказ от регионального Минобразования: помочь педагогам адаптивных коррекционных школ освоить принципы разработки проектов для продвижения новых услуг с привлечением государственной поддержки. В первом полугодии более 30 таких специалистов пройдут обучение в трех группах Школы социальных инноваций (ШСИ) наравне с другими активистами. Второе нововведение – научить муниципальных руководителей эффективно использовать общественные ресурсы для развития сельских территорий. В Школе лидеров социальных изменений сейчас учатся главы поселений, которые подберут команды энтузиастов, направят их в ШСИ второго набора, и вместе разработают конкурентоспособные проекты.

Накануне состоялся первый выпуск ШСИ. Экспертами на публичной защите проектов выступили специалисты Минобразования, Минрегполитики и Минтруда и социального развития Омской области, а также слушатели «Школы глав», которые дали оценку продвигаемых инициатив с точки зрения их «полезности» на местах и в различных отраслях.

Куратор группы, менеджер ЦИСС Олеся Косова сообщила, что в первом наборе обучено 30 человек, все они разработали проекты, большинство из которых связано с коррекционной педагогикой и дополнительным образованием детей и будут запущены в действие уже в этом году. Два проекта поданы на конкурсы для получения господдержки, примерно 5 готовятся к отбору на региональном уровне и по линии Росмолодежи, двое лидеров оформляют документы для регистрации НКО.

Первыми рассматривались проекты, разработанные в интересах семей с детьми-инвалидами. Так, Елена Артемьева, коррекционный педагог из Тарского района, планирует создать «Мастерскую «РяДОМ» для жизнеустройства подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В распоряжении коррекционного интерната имеется двухкомнатная квартира, где несколько подростков под присмотром педагогов пройдут 68 занятий по самообслуживанию и ведению быта. Для реализации проекта необходим ремонт и «тренировочное» оборудование для приготовления пищи, стирки, уборки.

Надежда Болотникова, педагог-психолог из омской адаптивной школы № 15, считает, что «счастье в руках семьи». Именно так она назвала свой проект, нацеленный на выстраивание правильного отношения родителей к своим слабослышащим детям. В эксперименте на первых порах примут участие не менее 10 семей, будет создан Родительский клуб, организованы занятия и консультации. Ей вторит Людмила Луговая из Шербакульского района, которая мечтает создать семейную гостиную «Луч надежды» при районной адаптивной школе-интернате, где сформирована доступная среда. Дети-инвалиды, занимающиеся на дому по состоянию здоровья, будут приезжать сюда вместе с родителями, чтобы преодолеть социальную изоляцию.

Ирина Лукашенко, специалист омской адаптивной школы № 6 верит в целительную силу арт- терапии. Она собирается привлечь энтузиастов с художественным образованием, готовых заниматься творческим развитием детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 18 лет. А Ольга Кныш решила привлечь внимание общественности к обустройству территории Центра социальной адаптации детей «Надежда» расположенного в Омске по ул. Сазонова,199. Здесь есть большой огороженный двор, где можно было бы разместить спортивную и игровую площадки для полезного времяпрепровождения подопечных, изъятых из неблагополучных семей.

При комплексном центре социального обслуживания Любинского района будут обучать родственников тяжелобольных пациентов правилам ухода и сопровождения. Омские медики из Школы помощи «Формула жизни» под руководством Светланы Конновой покажут, как делать уколы, массаж и выполнять гигиенические процедуры.

Виктория Тетерева из Колосовки хочет организовать социальную парикмахерскую для бесплатного обслуживания постояльцев «Дома детства» и их профориентации. А Алексей Дербенев, атаман Максимовского хуторского казачьего общества Шербакульского района создает детский патриотический клуб для сохранения традиций и культуры сибирских казаков и обучения пацанов навыкам начальной военной подготовки.

Большой интерес вызвали проекты лидеров гражданских инициатив, которые успели себя зарекомендовать на самом высоком уровне. Так, корреспондент «Омской правды» Татьяна Мастерских разработала информационно-просветительский проект «Начистоту», который признан победителем регионального конкурса, стал финалистом  Всероссийского конкурса «Экософия» и был включен в копилку полезных идей «Корпорации добра». Проект активно продвигается в социальных сетях и успел заинтересовать около 2 тысяч пользователей интернета. Теперь остается только зарегистрировать НКО, чтобы объединить активистов, занимающихся вопросами экологического просвещения. В планах автора проекта – создать постоянно действующую дискуссионную площадку, куда будут приглашаться представители СМИ и эксперты, создать экологический кластер, в который войдут общественные организации, выступающие за сохранение природных богатств региона.

Пару лет назад студия исторического моделирования при Исилькульской станции юных техников стала активным участником проекта, который получил поддержку Фонда президентских грантов. К созданию четырех экспозиций, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, подключились юные конструкторы, их педагоги, журналисты, музейные работники, библиотекари. Школьники и активисты разного возраста увлеклись техническим творчеством и краеведением. Узнав, что в Исилькуле в годы войны базировалась летная школа, инициативная группа решила воссоздать модели боевых самолетов. Екатерина Балашова, создатель «Мастерской юного авиаконструктора», рассказала, что по итогам реализации проекта историческим моделированием будут заниматься не менее 480 детей, СЮТ проведет  показательные полеты военных самолетов, а местный музей пополнится новой экспозицией.

Выпускники получили рекомендации по продвижению проектов и свидетельства о прохождении обучения в Школе социальных инноваций. Наиболее прорывные идеи будут представлены для публичного обсуждения, в том числе на тематических площадках Форума ИННОСИБ-2023 с участием федеральных экспертов. Образовательная программа для лидеров гражданских инициатив реализуется в 2023 году Омским ЦИСС в рамках проекта «Драйверы развития территорий» при поддержке Фонда президентских грантов.